А мы тем временем потихоньку продолжаем наше путешествие по Батуми с героями фильма «Любовь и голуби». Следующая локация, которая требует нашего внимания и естественно рассказа Батумский морской порт. В нем наши герои прогуливаются поздним вечером и рассуждают о «высоких материях»
Кстати, на заднем плане,виднеется теплоход «Грузия», порт приписки Одесса, Черноморское морское пароходство. По этим кадрам становится ясно, что съемки проходят не летом( реально снимали в ноябре), просто внимательно посмотрите на одежду людей в кадре, местные и туристы в летние месяцы так одеваться не будут!
Ну а теперь, собственно о порте. Начну издалека, тут дать немного истории.
Батуми расположен на берегу одной из крупнейших бухт восточного Причерноморья и имеет глубины от 10 до 50 м, в последние годы может и больше в связи с углублением фарватера и реконструкции самих причалов в порту. Впервые упоминание о городе появляется в трудах Аристотеля аж в IV веке до н.э.и именуется он, там, как «Батус», расположенный в Колхида, на берегу Чёрного моря. «Батус»,кстати, значит- Глубокий. Действительно, бухта,на берегу, которой расположен город, одна из самых глубоких.
В средние века город назывался Батоми и был частью единого Грузинского государства, затем попал под власть Мегрельского княжества, ну, а потом на 300 лет пришёл черёд Османской Империи, в результате только в 1878 году город был освобождён совместно Русской и грузинской армией, стал Российским, причём первые девять лет имел статус « Порто-Франко»,говоря проще-Свободного порта.
С началом первой Мировой, город снова был захвачен турками, был оккупирован, окупация прекратилась только с окончанием военных действий. В 1919 году, Батуми перешёл под Британское управление, закончилось это только с установлением Советской Власти.
Несмотря на то, что бухта использовалась для порта давно, оборот он имел небольшой и только с введением в строй в 1883 году железной дороги Батум-Баку порт стал быстро развиваться благодаря вывозу Бакинской нефти в другие черноморские порты.
В 1884 году первым начальником батумского порта вице- адмиралом А.И. Греве и инженером Г.Альковичем был разработан план реконструкции порта, в частности, причалов и волнореза, тогда его называли «волноломом», для защиты бухты. В последующие годы было построено нефтеналивное предприятие и причалы длиной 80 и 95 м. В общем,к началу XX века,Батумский порт стал одним из основных портов Черноморского бассейна.
В Советское время порт относился к Грузинскому морскому пароходству и имел статус порта 1 категории, его товарооборот превышал 1 млн.тонн.
В 1959-1962 году в порту был построен морвокзал, существующий и сейчас и являющийся одной из достопримечательностей Батуми.
Для меня и моих друзей, в детстве, порт, конечно же был «местом силы».
Тут было так интересно! Белоснежные пассажирские Красавцы-лайнеры,трудяги- буксиры, огромные танкера и сухогрузы, все это было жутко интересно! Мы с друзьями могли часами просиживать в порту наблюдая за всем этим! Сколько кораблей мы, вот так, сидя на берегу проводили в рейс. Кстати, в свой последний, трагический рейс лайнер «Адмирал Нахимов» уходил именно из Батуми, тогда я был мал, но этот пароход помню прекрасно,он всегда мне очень нравился и даже, как то завораживал, несмотря нато, что уже в то время сильно уступал своим современным собратьям. Рассказ об этом корабле, имевшем очень непростую судьбу обязательно будет в цикле моих рассказов, очень уж он запал мне в душу...
Да и рыбалка в порту, чего греха таить, была тоже Замечательная! Скажу честно, я и сейчас, люблю, порой,прохладным летним вечерком придти с удочкой и просто ради «спортивного интереса» посидеть свесив ноги с причала
Да и просто пообщаться! Иногда попадаются просто потрясающие собеседники и очень интересные люди из числа таких же, как я рыбаков. А рыбка идёт пушистым и усатым членам семьи.
Сейчас, порт практически перестал принимать нефтеналивные суда, связано это с введением терминала в Поти,а также с необходимостью соблюдения санитарных норм в курортном городе, остались только сухогрузы, автомобильные и железнодорожные паромы, контейнеровозы. Также в порту есть яхт-клуб, где базируются различные парусные и прогулочные суда. Ну и иногда можно увидеть военные корабли стран НАТО...
Вот такая, друзья,небольшая история Батумского порта родилась всего из нескольких кадров всеми любимого фильма.
На фото: герои Людмилы Гурченко и Александра Михайлова в Батумском порту, порт в начале века, порт времён СССР, порт в наше время, батумский морвокзал.
Авторизируйтесь для просмотра вложений в этом сообщении.
С уважением,Дмитрий.