Чисто не там где убирают, а там где не мусорят!

Уважайте собеседников, и воздержитесь от обсуждения политических тем, мы здесь "про машинки".
Установка аватаров обязательна. Сообщения от новых пользователей без аватаров, могут быть не размещены



По любым вопросам, в том числе и с проблемами доступа на форум, обращаться через форму обратной связи (Связаться с администрацией), в низу страницы

Цветопередача фотокамер или почему моя камера врет!

Аватара пользователя

Автор темы

Проверенный пользователь
Статус: Не в сети

kestrel
Читатель
Читатель
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 26 авг 2019, 23:52
Репутация: -4
Откуда: Страна виноградников
Благодарил (а): 412 раз
Поблагодарили: 594 раза
Контактная информация:

Цветопередача фотокамер или почему моя камера врет!

#1

Непрочитанное сообщение kestrel » 02 ноя 2020, 21:03

Данная публикация это отражение моего опыта и моих знаний, полученных за 12 лет профессионального занятия фотографией и 6 лет до этого видеосъемкой.

Других моих коллег-фотографов (если таковые есть на данном форуме) я прошу учесть что я заведомо преднамеренно упрощаю теорию и кое-где даже утрирую для того чтобы не слишком перегружать сознание других наших коллег и объяснить им максимально просто и даже примитивно. Или как говорят «объяснить на пальцах».
Также попытаюсь объяснить так, как сделать все «на коленке» не имея специального оборудования.


Я не буду давать рекомендаций и методик по съемке. Как ставить свет и так далее. Я просто объясню как обойти проблему ошибок в цветопередаче камеры.


Для начала скажу вам что ВСЕ современные цифровые фотокамеры – дальтоники!
Не смейтесь и не спешите возражать.
На самом деле матрица фотокамеры устроена так что пиксели (световоспринимающие ячейки) реагируют не на цвет а просто на попадание света. И поэтому пиксель не знает фрагмент какого оттенка изображения попадает на него. Все что пиксель регистрирует это есть свет или нет и насколько он яркий. То есть фотокамера видит изображение черно-белым. Точки. Одна светлее, другая темнее. И получается свето-теневой рисунок. Самые первые цифровые матрицы были черно-белыми.
Но как же получить изображение цветным? А вот для этого придумали так называемую схему Байера, названную в честь инженера, создавшего ее. Для этого весь спектр света разделили на три цвета – красный, синий и зеленый. И пиксели матрицы усеяли крошечными каплями цветного лака – светофильтрами. Над каждым пикселем одна микрокапля. Причем зеленых – в два раза больше чем красных или синих. Идентично колбочкам к человеческом глазу. Красный, зеленый, зеленый, синий. И так усеяли всю площадь матрицы. Теперь фильтр пропускает только свой цвет на пиксели и пиксель реагирует только когда на него палает соответсвующий цвет картинки. А когда не падает или радает свет другого оттенка пиксель молчит и не реагирует.

Матрица фотокамеры под сильным увеличением (через микроскоп)



А как сделать чтобы падающий на красный пиксель зеленый свет изображения не пропадал бесследно и не терялась оптическая информация? А никак. Тут в дело уже вмешивается процессор камеры который анализируя соседние пиксели тех или иных цветов додумывает какой примерно по логике на этом месте должен быть цвет.
Агоритмы дешифровки и преобразования сигналов матрицы в информацию о цвете и форме изображения – сложнейшие алгоритым и на них тратятся миллиарды на инвестиции. Соотвественно они держатся в секрете компаниями разработчиками. Вот почему у камер разных марок но с одинаковыми матрицами картинка получается разной. Разные алгоритым и разные процессоры.
И то какими бы эти алгоритмы не были совершенными – камера все равно склонна ошибаться.
И вот поэтому изображение имеет всегда меньшее качество изображения чем математическое количество пикселей в файле картинки.

Вот пример:
1) - такое изображение было
2) - так его видит камера без фильтров Байера
3) - так камера видит изображение в итоге
4) - таким оно его сохраняет на карту памяти в результате цветового преобразования



А вот теперь мы подошли к главному – как ПОМОЧЬ своей камере чтобы она не ошибалась если нам нужно очень точно передать цветовую информацию об оттенках?

Для начала:
Вам надо облегчить ей самой работу и не сбивать ее автоматику с толку.
Никогда не снимайте при смешанном освещении.
Что это значит? Освещения бывают разных типов и соответственно разных цветовых температур цвета. Дневной свет, искусственный от ламп накаливания, искусственный от люминистцентных, светодиодный и так далее. Соответственно каждый из этих источников то холодит, то желтит то еще как. А светодиодный еще и имеет параметр CRI определяющий монотонность (не загрязненность светового спектра лучами других длин волн).
И если смешать в одном освещении разные типы освещения то свет смешается и сведет камеру с ума – она не будет знать какой же баланс белого правильный. Особенно если этот свет бьет с разных сторон.
Поэтому если вы решили снимать при свете ламп – все лампы должны быть одинакового оттенка освещения.
Если снимаете при дневном свете то используйте только дневной. Чтобы подсветить тени, используйте отражатель из белого листа бумаги. Не желтого и не зеленого а белого. Не подсвечивайте дневной свет желтыми настольными лампами. И наоборот.
И избегайте люминисцентных ламп освещения. Все они будут вредить а не помогать съемке с точной цветопередачей (я про профессиональные сейчас не говорю - они все равно крайне мало кому доступны).
Обеспечьте изоляцию объекта съемки от источников освещения другого типа (зашторьте окна и выключите лампы другого типа).
Иначе вы можете получить разный тон в разных частях одной и той же детали, которая должна быть одного цвета.

Избегайте близкорасположенных объектов с яркими оттенками. Отраженный от них свет тоже может давать паразитные лучи и сбивать камеру с толку. Уберите ярко-зеленый или другой предмет подальше от места съемки и источника освещения. Шторы тоже не должны давать желтый или красный свет проходящий через них.

И упаси вас бог снимать модели на розовом, желтом ил каком-либо ярком насыщенном фоне. Идеал это белый или серый лист картона.
Можно снимать и на ярком но тут уже надо иметь соответствующий опыт, навык и знания.

Далее:
Перед съемкой зайдите в настройки камеры (не ленитесь) и откалибруйте баланс белого, сделав замер по белому листу. Как это делать ищите в инструкции к вашей камере.
Камер много и у всех меню разное, поэтому инструкций как это делать не пишу. Читайте мануал.

Баланс белого надо настраивать строго в том освещении в каком будете снимать. Не надейтесь на автоматику. Особенно в случае сложных оттенков цвета который вам нужно передать.

Вот как влияют на цвет изображения разные настройки баланса белого



ВНИМАНИЕ!
Убедитесь что в вашей камере установлен цветовой профиль sRGB а не AdobeRGB.
Цветовой профиль AdobeRGB совершеннее но он предназначен для использования если вы работаете на полиграфию (ваши снимки должны будут печатаьься в типографии). Интернт же использует цветовое пространство sRGB и если вы снимаете для интернета – используйте sRGB.
В противном случае если настройки не будут совпадать у вас будет искажение передачи оттенков. Это важно!
Как настроить профиль sRGB в вашей фотокамере – читайте в инструкции.
(если вы обрабатываете ваши изображения в фотошопе - там тоже в настройках фотошопа и вашего RAW-конвертера должны стоять одинаковые натройки sRGB)

Вот так вы будете видеть ваши снимки в sRGB и AdobeRGB в интернете.



Отображаться оттенки и цвета будут по-разному, хотя на самом деле они будут одинаковыми. Более того, кажущийся вам более тусклым AdobeRGB на самом деле будет более богатым по оттенкам так как охватывает бОльший динамический диапазон. но повторю, AdobeRGB - только для полиграфического использования.

Следующее:
Не ориентируйтесь на получаемый цвет по экранчику камеры – он частенько врет и его назначение просто убедиться в правильности композиции в кадре и экспозиции. Особенно он будет врать если яркость подсветки экрана выставлена на максимум или минимум. Да и внешнее освещение при котором вы смотрите на экран тоже будет влиять.

Также учтите что большинство компьютерных мониторов не являются профессиональными решениями для цветокоррекции и также врут с передачей оттенков.
То есть у вас может быть правильный снимок но на вашем мониторе он неправильно отображается. Особенно это касается самых бюджетных мониторов выполненных по TN технологии.

Чтобы убедиться в этом - пойдите в любой компьютерный салон и попросите подключить вам два разных монитора (разной модели и марки) к одном компьютеру и выведите на них одно и то же изображение - вы увидите разные оттенки цветов. Хотя картинка будет одна и та же.



Я не призываю вас тут же бросать все и бежать менять монитор. Вам это ненужно. Делайте это только если вы профессиональный блогер снимающий обзоры моделей.
Обычным пользователям я же рекомендую проверять свои снимки на экране хорошего смартфона (Apple, Samsung, Xiaomi и так далее – кроме откровенного noname)– будет если не идеал то хотя бы более-менее. Загружайте снимок в память смартфона и смотрите.

Я не даю сейчас советов снимать в RAW и конвертировать и обрабатывать снимки в photoshop – давайте будем отталкиваться от того, что вы этого не умеете и вам нужно получить нормальный снимок уже на выходе из камеры.

На любительском уровне у вас уже это должно дать более-менее приемлемый результат.



А теперь подскажу решение более серъезное. Но и более дорогое.
Оно для тех кто жалуется на плохую цветопередачу и что не может выправить ее даже в Photoshop.
Решение профессиональное и поэтому не бюджетное.

Профессиональные съемки где требуется крайне точно передать оттенок цвета одежды или предметов (рекламные и каталожные съемки) не проводятся без цвето-калибровочных палитр. Так называемый ColorChecker.

Выглядит он вот так.
Существует множество форм и размеров.
Суть у них одна и та же - карточка с квадратиками определенных и очень точных оттенков расположенных в определенной комбинации.



Повторю, есть много подвидов и производителей таких таблиц но я рекомендую использовать только фирменные от X-Rite или Datacolor. Китайские их копии стоят недорого но могут иметь отличия в тонах (даже незаметного на глаз достаточно чтобы сделать бяку) и это неприемлемо. Достаточно исказить один из этих всех квадратиков по тону и уже все - вся калибровка насмарку.
Сначала вы после всего того что я описал ранее ставите эту таблицу рядом с моделью и снимаете так чтобы таблица попала в кадр целиком. Очень важно чтобы таблица была освещена равномерно, а не так что один край освещен лучше, а другой хуже.



После этого блокируете автоэкспозицию камеры (это тоже в инструкции) и далее убираете таблицу в сторону и продолжаете снимать все что вам надо с фиксированными настройками.
Как только у вас изменился свет (яркость, тон и даже направление) снова надо делать такой снимок.

Потом используя программное обеспечение которое идет в комплекте с таблицей вы получаете файл цветового профиля (эдакий файл настроек для программы где вы конвертируете RAW снимки) и у вас получается точнейшая цветопередача. Так как программа знает в какой клеточке какой точно оттенок и она подгоняет настройки профиля так чтобы при конвертации вы получили нужный цвет.

Вот пример. на первый взгляд все три снимка одинаковы. Однако посмотрите внимательно на цвет тона кожи в обведенных синим кругах.



Тоже самое и в отношении других оттенков. В том числе и сложных оттенков цвета кабин наших моделек.

Стоят такие таблицы дорого. Порядка 100 долларов за X-Rite Сolorchecker Passport. Лицензионное программное обеспечение идет в комплекте.
Бывают варианты дешевле от тех же именитых фирм но без программного обеспечения. Они предназначены для тех у кого программа уже есть и им нужны дополнительные таблицы просто другого размера для съемки объектов разных величин и на разном удалении.
И программы не взламываются. Так что вариантов нет.

Берегите таблицу и не прикасайтесь к клеточкам грязными и потными руками иначе повлияете на параметры. Это не карточка с цветными квадратиками – это точнейший прибор для передачи цвета! Вот почему китайские дешевые таблицы частенько неверны. Для создания и печати такой таблицы требуется дорогое оборудование обеспечивающее соответствующую точность.

Если есть вопросы - задавайте!
Это моя личная точка зрения...

Аватара пользователя


Проверенный пользователь
Статус: Не в сети

ivancher
постоянный посетитель
постоянный посетитель
Сообщения: 1163
Зарегистрирован: 17 янв 2018, 11:06
Репутация: 96
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 4876 раз
Поблагодарили: 1621 раз

Цветопередача фотокамер или почему моя камера врет!

#2

Непрочитанное сообщение ivancher » 03 ноя 2020, 21:44

kestrel писал(а):
02 ноя 2020, 21:03
посмотрите внимательно на цвет тона кожи в обведенных синим кругах.
А какой точнее? 3 вариант, на мой взгляд, близкий.
Про таблицы, конечно, любопытно спасибо.

Аватара пользователя

Статус: Не в сети

Ikarusnik
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 7176
Зарегистрирован: 11 янв 2018, 21:22
Репутация: 540
Откуда: Москва
Благодарил (а): 5223 раза
Поблагодарили: 14398 раз

Цветопередача фотокамер или почему моя камера врет!

#3

Непрочитанное сообщение Ikarusnik » 03 ноя 2020, 22:01

Мне больше понравились цвета на правом фото с автомобилем :)
(похоже на то, как выглядит профиль CMYK по сравнению с RGB)
Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик

Аватара пользователя

Автор темы

Проверенный пользователь
Статус: Не в сети

kestrel
Читатель
Читатель
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 26 авг 2019, 23:52
Репутация: -4
Откуда: Страна виноградников
Благодарил (а): 412 раз
Поблагодарили: 594 раза
Контактная информация:

Цветопередача фотокамер или почему моя камера врет!

#4

Непрочитанное сообщение kestrel » 03 ноя 2020, 22:03

ivancher писал(а):
03 ноя 2020, 21:44
А какой точнее? 3 вариант, на мой взгляд, близкий.
Абсолютно верно.

Отправлено спустя 1 минуту 32 секунды:
Ikarusnik писал(а):
03 ноя 2020, 22:01
Мне больше понравились цвета на правом фото с автомобилем
(похоже на то, как выглядит профиль CMYK по сравнению с RGB)
Ну это уже дело вкуса. Цель была просто показать что бывает с цветом когда вы его смотрите не в том цветовом поле.
Про CMYK и RGB да вы правы - аналогично выходит.
Это моя личная точка зрения...

Аватара пользователя


Проверенный пользователь
Статус: Не в сети

ivancher
постоянный посетитель
постоянный посетитель
Сообщения: 1163
Зарегистрирован: 17 янв 2018, 11:06
Репутация: 96
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 4876 раз
Поблагодарили: 1621 раз

Цветопередача фотокамер или почему моя камера врет!

#5

Непрочитанное сообщение ivancher » 04 ноя 2020, 00:45

kestrel писал(а):
03 ноя 2020, 22:05
Абсолютно верно.
Коллега, а может расскажете, если сталкивались об этом ещё: Datacolor SpyderCube (SC 200). На сколько полезная вещь. Или цветовая мишень полезнее?

Аватара пользователя

Автор темы

Проверенный пользователь
Статус: Не в сети

kestrel
Читатель
Читатель
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 26 авг 2019, 23:52
Репутация: -4
Откуда: Страна виноградников
Благодарил (а): 412 раз
Поблагодарили: 594 раза
Контактная информация:

Цветопередача фотокамер или почему моя камера врет!

#6

Непрочитанное сообщение kestrel » 04 ноя 2020, 00:53

Это мишень для точной настройки баланса белого. И только его. Цветопередачу он не правит.
Для домашних нужд не стоит тратиться. В 99% случаев вам калибровки баланса белого по серой карте или белому листу достаточно.

А вот цветовая мишень это дело.
Но опять же без умений пользоваться фоторедакторами (типа того же фотошопа) и видеоредакторами (например Давинчи) она бесполезна.
Это моя личная точка зрения...

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Библиотека»